Самое страшное, что может случиться с нами, это потеря близкого человека. Такая трагедия отражается невыносимым душевным страданием. Она вызывает глубокую печаль, от которой опускаются руки, лишая физических сил и желания жить дальше. И в ответ на происходящее для поддержки и утешения подключаются родственники, друзья и знакомые. Смерть и последующий за ней обряд погребения собирает вместе всех. И это хорошо. Мудрый Сулейман говорил:
«Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселья» (Размышления,7:4).
Доброе слово и тёплое участие являются мощным средством для поддержания страдающих и обретения ими надежды, а также силы для преодоления внезапного горя и потерю душевных опор.
Но, к сожалению, многие близкие и друзья, считающие своим долгом посетить похороны близкого человека, не всегда находят время для общения с ним при его жизни. Когда человека постигает болезнь, то очень часто к нему не приходят те родственники и друзья, которые обязательно пришли бы на его похороны…
В Писании пророков есть повествование о человеке по имени Аюб, которого сатана за верность и преданность Аллаху лишил детей, а самого поразил «болезненными язвами с головы до пят».
«Тогда Аюб взял глиняный черепок, чтобы скоблить свою кожу, и сел среди пепла… Когда трое друзей Аюба, Елифаз из Темана, Билдад из Шуаха и Цофар из Наамы, услышали о бедах, которые его постигли, они отправились в путь, покинув свои дома, и встретились, чтобы идти плакать с ним и утешать его»
(Книга Аюба, 2:7,8,11).
Примечательно в этой истории то, что для такой встречи друзья Аюба преодолели огромное расстояние. Аюб жил в земле Уц (см. Книгу Аюба, 1:1), которую связывают с Харраном, где жил племянник Ибрахима по имени Уц (см. Начало, 22:20,21). Елифаз же был из Темана, который, по мнению историков, находился севернее Едома и был местом жительства потомков Исмаила — теманитян. Билдад — потомок Ибрахима и Хеттуры — был из Шуаха, который располагался в Северной Аравии. А Цофар был из Наамы, которая находилась на северо-западе Аравийского полуострова. Если измерить расстояние от побережья Красного моря до местности за Евфратом, где была земля Уц, то мы поймём, что друзьям Аюба понадобилось около трех недель, чтобы преодолеть расстояние примерно в 800 километров и навестить своего страдающего друга. Ведь в то время не было современных быстрых и удобных средств передвижения.
Сколько времени потребуется нам, чтобы посетить больного друга, или родственника? Сколько потребуется денежных средств, чтобы осуществить такое мероприятие? Наверняка намного меньше, чем это понадобилось во времена Елифаза, Билдада и Цофара. Близкое участие и общение лицом к лицу не может заменить простого телефонного разговора. И этот поступок больной оценит намного больше, нежели усопший оценит пышные похороны, «потому что в мире мёртвых, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости», — говорит мудрый Сулейман (Размышления, 9:10).
Будем в первую очередь заботиться о наших близких, когда они ещё живы!