Забывчивость — весьма частое явление в нашем обществе. Мы забываем ключи, выходя из дома и захлопывая дверь, забываем водительские права, садясь в автомобиль, забываем какие-то вещи, собираясь в поездку. И это самые безобидные случаи человеческой забывчивости. Но случается так, что в результате забывчивости не выключается газ на кухне и гибнут люди. В результате забывчивости родителей гибнут дети, оставленные в автомобилях, припаркованных на стоянках. По статистике каждый год только в США за тёплые месяцы от жары погибают 20-30 забытых в машине детей, во Франции — около 15. И это только в двух странах…
Что есть грех? Религиозный человек скажет, что грех — это поступок, совершённый вопреки воле Всевышнего. Но если мы попытаемся определить более конкретно, что же является причиной греховного поведения, то в итоге обнаружим, что единого мнения тут нет. Одни считают, что грех — это просто ошибка, которую совершает человек в результате забывчивости, другие же видят причину в греховной природе человеческой сущности. Можно ли разобраться в этом вопросе? И стоит ли в нём разбираться? В Забуре Давуда сказано:
«Вечный сохранит всех любящих Его, а всех нечестивых уничтожит» (Забур Давуда, 144:20).
Последствия греха ведут в погибель, а потому стремление понять причину греховного поведения будет очень разумным. Перспектива нечестивых не устраивает никого!
Всевышний сказал: «Мы прежде с Адамом в Завет вступили, Но он забыл (о нём), И в нём Мы не нашли решительности твердой» (Та Ха, 115).
Если грех — это просто ошибка в поведении в результате забывчивости, то для изменения ситуации нужно составить список того, что нужно делать и всё! Этот список должен быть точным и полным, иначе ошибок не избежать. Таким списком могут быть Писания пророков. Вот почему благочестивые верующие заучивают эти Писания наизусть. Чтобы помнить и не совершать ошибок в результате забывчивости!
Но если причина греховного поведения не просто в забывчивости, но в греховной сущности самого человека, то ситуация ухудшается. Мы не можем самостоятельно изменить свою сущность, и даже если наши внешние поступки будут правильными, то внутренняя тёмная сторона нашего естества от этого не изменится.
Когда Адам и его супруга впервые согрешили перед Аллахом, их внутренняя сущность изменилась, и они познали её «срамную суть» (Аль А̓ раф, 22). Но при этом они не стали пожимать плечами, ссылаясь на забывчивость. Испытав глубокое чувство сожаления и вины перед Всевышним, они сказали:
«Господь наш! Мы сами погубили наши души! И если Ты нам не простишь и Свою милость не окажешь, мы понесём, поистине, урон тяжелый» (Аль А̓ раф, 23).
Как видно из текста, прародители человечества ясно и чётко понимали, что без милости Творца они самостоятельно не смогут изменить сложившееся положение. Вот почему Милосердный говорит:
«Я дам вам единое сердце и вложу в вас новый дух; Я возьму у вас упрямое сердце и дам вам сердце чуткое. Тогда вы будете соблюдать Мои установления, хранить Мои законы и исполнять их. Вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом» (Книга пророка Иезекиила, 11:19,20).
Позволим ли мы Милосердному Создателю совершить эту хирургические операцию по замене наших греховных сердец? От ее результата будет зависеть наша сущность и наше будущее. Помолимся молитвой Давуда:
«Всевышний, сотвори во мне чистое сердце и обнови во мне правый дух!» (Забур, 50:12).