В начале прошлого столетия выдающийся учёный Альберт Эйнштейн предложил миру теорию относительности, согласно которой пространство может искривляться, масса превращаться в энергию, а энергия в массу. В научном мире это было выражено в формуле Е=mc2 (энергия равна массе умноженной на скорость света в квадрате), а в научно-фантастических фильмах это отразилось в изображении космических путешествий, когда после непродолжительного полета астронавты, вернувшиеся домой, вдруг обнаруживают, что на Земле прошли десятки лет… Вот так относительность!
Сегодня термин относительности применяется намного чаще, чем может показаться на первый взгляд. С появлением таких фильмов, как «Матрица», «Начало», «13 этаж», «Трон: Наследие», или «Исходный код» становится очевидным, что окружающая нас реальность подвергается сомнению. В свою очередь сомнение в реальности серьезно подмывает основы дозволенности и приемлемости. Можно всё, потому что всё вокруг ненастоящее! Мы даже не представляем себе, сколько людей в мире заражено эскапизмом (стремлением уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий).
Идея относительности сегодня прочно обосновалась также и в философии. Например, термин релятивизм, возможно, будет незнаком неискушенному читателю, однако он означает отрицание возможности объективного познания действительности из-за относительности наших знаний. Истина сегодня — это относительное понятие. И наряду с релятивизмом в мыслительной практике почти каждого человека сегодня лидирует плюрализм, допускающий множество разных точек зрения. В итоге, сколько людей — столько может быть и мнений на один и тот же вопрос. И где же спрашивается истина? Вспоминая песню группы «Дюна», читатель на вопрос «Где?» может весело ответить — «В Караганде!» Но это не прольет света в блуждании по темным задворкам множественности мнений и относительности истины.
Дело в том, что истина не является абстрактной или относительной величиной. Но всякий раз, когда человек не знаком с её источником, он будет теряться и отстаивать её относительность. Истина всегда конкретная и опрелённа, так как её источник — в Боге:
«Истина от Господа исходит» (Аль-Бакара, 147).
В Забуре Давуда сказано:
«Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте»
(Забур Давуда, 110:7,8).
«Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина»
(Забур Давуда, 118:138).
Мы не будем заблуждаться, если будем проявлять доверие к тем, кому эта истина была Всевышним открыта.
Некогда в прошлом римский прокуратор Понтий Пилат спросил Ису аль Масиха: «Что есть истина?» На самом деле его вопрос был риторическим, не требующим ответа. Прокуратор не верил в идею существования абсолютной истины и его вопрос был лишь возражением на утверждение Исы:
«Всякий, кто на стороне истины, слушает меня» (Инжил, Иохан, 18:37,38).
А кого слушаем мы, и на чьей мы стороне? Если мы на стороне истины, то является ли наш выбор относительным или конкретным и определённым? Если мы избрали истину, насколько наша жизнь подтверждает это? Как мы видим, вопросы серьезные, но их необходимо задавать себе, чтобы исключить из своей жизни иллюзии.