«О, если я проник в храм твоего доверья,
То слушай — дам тебе спасительный совет.
Любовию к Тому, в чьей власти мрак и свет,
Молю, не надевай одежды лицемерья»
(Омар Хайям).
Во все времена лицемерие осуждалось как недостойное поведение для приличных людей. В древнегреческих театрах актёры во время спектакля выражали чувства героя, надевая определённые маски. Делалось это для того, чтобы вызывать нужные эмоции у публики. Потому лицемер — это человек, образно одевающий определённую маску, чтобы вызвать у окружающих людей нужную реакцию на свои действия. Иными словами лицемерие — это такое поведение, за которым скрываются исключительно эгоистичные мотивы.
Зачастую оружием лицемера является лесть — угодливое и обычно неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности, чтобы потом можно было использовать этого человека в своих целях. Льстивые речи обычно произносятся, чтобы нужный человек в ответ сделал или сказал то, что нужно лицемеру. Премудрый Сулейман однажды сказал:
«Льстящий ближнему своему раскидывает сеть у него под ногами» (Изречения Сулеймана 29:5).
Вот пример такого льстивого обращения. Однажды к посланнику Аллаха Исе подошли иудейские блюстители Таурата со сторонниками правителя Ирода и сказали:
— Учитель, мы знаем, что Ты Человек честный и истинно учишь пути Всевышнего. Ты беспристрастен и не стремишься никому угодить. Скажи нам, как Ты считаешь, следует ли платить налог римскому императору или нет?
Иса, зная их коварные намерения, ответил:
— Лицемеры, вы хотите поймать Меня на слове?
(Инжил в изложении Матая, 16:18).
А не случается ли так, что человек ведёт себя со Всевышним подобно лицемеру? Вот что Он Сам говорит об этом через пророка Исайю:
— Этот народ приближается ко Мне на словах, чтит Меня устами, но сердца их далеки от Меня, и их поклонение Мне — лишь заученное человеческое предписание.
(Книга пророка Исайи, 29:13).
К большому сожалению, люди часто ведут себя с Аллахом лицемерным образом. В своей повседневной жизни они ничем не отличаются от неверующих. Когда же они хотят что-то получить от Всевышнего, то обращаются к Нему в молитвах, «надевая» на себя маску богобоязненных людей, которыми они не являются. Они думают, что смогут ввести Аллаха в заблуждение своими благочестивыми речами и кротким поведением, которое им противоестественно. Но разве можно обмануть Того, Кто видит всех насквозь?
«И несомненно Господу известны те, кто уверовал, и те кто лицемерит»
(Аль-Анкабут, 11).
Потому всякий раз, когда мы пытаемся обратиться к Всевышнему в молитве, необходимо исследовать свою веру на предмет искренности. В противном случае, мы рискуем оказаться в числе лицемеров. И критерием такого исследования для нас должны стать Писания Всевышнего, способные, подобно материнскому молоку, взрастить нас из духовных младенцев в людей с твёрдой верой:
«Итак, освободитесь от всякой злобы, лжи, лицемерия, зависти и клеветы. Как новорождённые младенцы, стремитесь к чистому, духовному молоку, чтобы, питаясь им, вырасти в вашем спасении»
(Первое послание Петира, 2:1).