Прощение. Не будет ошибки, если мы согласимся с тем, что каждый из нас в своей жизни оказывался в ситуации, когда он нуждался в прощении, или когда его просили простить. Умение прощать — удел кротких и милостивых.
«Речь добрая, прощение обид, превыше милостыни всякой, за коей следует попрек.
Аллах свободен от любой нужды и кроток!»
(Аль Бакара, 263).
В теории легко рассуждать о прощении, но на практике гораздо легче поступить не по милости, а по справедливости. Причем по справедливости субъективной, собственной, той, которая человеку кажется единственно правильной. Но этому ли учит Всевышний?
Однажды апостол Петир спросил Ису аль Масиха:
«Повелитель, сколько раз я должен прощать своего брата, если тот согрешит против меня? Семь раз? Иса ответил: — Не семь, а семьдесят раз по семь. Царство Всевышнего можно сравнить с царём, который решил рассчитаться со своими слугами. Когда царь начал расчёт, то первым к нему привели того, кто должен ему огромную сумму. Так как у должника не было чем расплатиться, то царь повелел продать для уплаты долга самого должника, его жену, детей и всё их имущество. Слуга пал и поклонился царю, стал просить: «Дай мне ещё немного времени, и я всё выплачу». Царь пожалел слугу, простил ему весь долг и отпустил его. Тот вышел и, встретив такого же слугу, который должен был ему всего сто серебряных монет, схватил его и начал душить. Должник пал ему в ноги и стал умолять: «Дай мне ещё немного времени, и я всё выплачу». Но тот не захотел ждать и бросил его в темницу, пока не будет выплачен весь его долг. Другие слуги видели, что произошло, и это их возмутило. Они пошли и рассказали всё царю. Тогда царь позвал слугу. «Ах ты, негодный слуга, — сказал он, — я по твоей просьбе простил тебе все долги, так неужели и ты не мог простить своего товарища, как я простил тебя?» Разневавшись, царь отдал его в руки истязателей до тех пор, пока тот не выплатит весь свой долг. Так и мой Небесный Отец поступит с вами, если вы не будете искренне прощать ваших братьев, — заключил Иса».
(Инжил, Матто 18:21-35).
Нельзя рассчитывать на прощение Аллаха, если просящий у Него прощения не способен прощать своих обидчиков.
В истории Израильского народа был случай, когда прогневавший Всевышнего царь Шаул был Им отвергнут, и на его место был пророком помазан юноша Давуд, написавший в будущем книгу Забур. Шаул возревновал настолько, что приложил все свои силы для поимки и уничтожения своего конкурента. Будучи преследуемым и днем и ночью, Дауду приходилось скрываться от самого могущественного человека в Израиле. С ним была группа верных ему друзей, но это не шло ни в какое сравнение с царской армией, которая была брошена на его поиски. Однажды лазутчики Давуда сообщили, что царь Шаул разбил свой лагерь совсем недалеко от их стоянки. В эту же ночь Давуд со своим другом Авишаем проник в лагерь Шаула и вот
«Шаул спит в лагере, а его копье воткнуто в землю у его изголовья. Авнер и воины его лежали вокруг него. Авишай сказал Давуду: — Сегодня Всевышний отдал врага в твои руки. Позволь же мне пригвоздить его к земле одним ударом копья. Мне даже не понадобится второго удара. Но Давуд сказал Авишаю: — Не губи его… Вечный Сам сразит его. Либо придёт его время, и он умрёт, либо он пойдёт в бой и погибнет…»
(Первая книга Царств 26:7-10).
Несмотря на смертельную угрозу, несмотря на представившуюся возможность избавиться от преследователя, Давуд нашёл в себе силы простить того, кто желал ему смерти. Еще долгое время ему приходилось скрываться от разъяренного царя, не желавшего принять волю Аллаха. И когда суд Всевышнего настиг Шаула, Давуд написал песню, в которой были слова:
«Ты милостив с тем, кто милостив, с беспорочным ты поступаешь беспорочно».
(Вторая книга Царств 22:26).
Не забудем об этом, стремясь достигнут блаженств Рая.